Косность мышления

В отличие от логических задач, требующих только хорошего мышления, задачи ниже иллюстрируют определенные свойства мышления.

1) Встретились 2 человека, друзья детства, и между ними произошел диалог:
— Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал!
— А у меня дочь!
— Как же её зовут?
— Как и её мать.
— А сколько же лет Леночке?
Подумайте, как собеседник узнал, что дочь зовут Леночкой, если они не виделись с детства и ничего друг о друге не знали.
 

2) Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, на которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились на этой лодке через реку и продолжали свой путь. Как они это сделали?
 

Спросите у кого-либо: какие два месяца подряд имеют по 31 дню? В подавляющем большинстве случаев вам ответят: «Июль и август». Очень редко кто назовет и два других месяца: декабрь, январь!

Подумайте сами и попросите подумать других над заданиями: как зачеркнуть, не отрывая карандаша, четыре точки квадрата тремя прямыми линиями, вернувшись в исходную точку, а девять точек, нарисованных на равных расстояниях в три ряда, — четырьмя прямыми линиями, также не отрывая карандаша, и как из шести спичек построить четыре равносторонних треугольника со сторонами, равными длине спички? Или положить полоску со всадниками так, чтобы они сидели на лошадях..
загадка

Для решения всех этих задач, как и многих аналогичных, с которыми приходится сталкиваться в жизни, надо суметь преодолеть косность мышления, посмотреть на задачу с новой, не шаблонной точки зрения. Ведь все привыкли начинать счет месяцам с января, а кончать декабрем. Иной правильный ответ на первый вопрос чаще других дадут, вспомнив о декабре и январе, учащиеся и педагоги, для которых год начинается с сентября.

Чтобы решить задачу со всадниками, изображенными на рисунке, надо суметь отрешиться от мысли о неделимости нарисованных лошадей, от необходимости сажать всадников именно на этих, а не каких-либо других лошадей. У лошадей, на которых можно посадить всадников, передние ноги будут от одной из нарисованных лошадей, а задние — от другой. Такого же принципа надо держаться и в задаче с точками и линиями. Здесь следует отказаться от ограниченности действий заданными точками и выйти за их пределы. А треугольники из спичек надо строить не в одной плоскости, а в виде пирамиды.

Поэтому же многие не сразу догадываются, что мать Леночки в предыдущем рассказе — это одна из двух встретившихся друзей детства. Фраза «встретились два человека, друзья детства», шаблонно понятая, дает образы двух мужчин, поскольку «человек» и «друг» — слова мужского рода.

Задачу с лодкой мешает быстро решить шаблонное понимание первой фразы. Легче представить себе, что они вдвоем подошли к лодке, чем так, как было на самом деле: они пришли к разным берегам, и сначала переправился один, а потом другой. И каждый продолжал свой путь

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *