В отличие от логических задач, требующих только хорошего мышления, задачи ниже иллюстрируют определенные свойства мышления.
1) Встретились 2 человека, друзья детства, и между ними произошел диалог:
— Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал!
— А у меня дочь!
— Как же её зовут?
— Как и её мать.
— А сколько же лет Леночке?
Подумайте, как собеседник узнал, что дочь зовут Леночкой, если они не виделись с детства и ничего друг о друге не знали.
2) Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, на которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились на этой лодке через реку и продолжали свой путь. Как они это сделали?
Спросите у кого-либо: какие два месяца подряд имеют по 31 дню? В подавляющем большинстве случаев вам ответят: «Июль и август». Очень редко кто назовет и два других месяца: декабрь, январь!
Подумайте сами и попросите подумать других над заданиями: как зачеркнуть, не отрывая карандаша, четыре точки квадрата тремя прямыми линиями, вернувшись в исходную точку, а девять точек, нарисованных на равных расстояниях в три ряда, — четырьмя прямыми линиями, также не отрывая карандаша, и как из шести спичек построить четыре равносторонних треугольника со сторонами, равными длине спички? Или положить полоску со всадниками так, чтобы они сидели на лошадях..
Для решения всех этих задач, как и многих аналогичных, с которыми приходится сталкиваться в жизни, надо суметь преодолеть косность мышления, посмотреть на задачу с новой, не шаблонной точки зрения. Ведь все привыкли начинать счет месяцам с января, а кончать декабрем. Иной правильный ответ на первый вопрос чаще других дадут, вспомнив о декабре и январе, учащиеся и педагоги, для которых год начинается с сентября.
Чтобы решить задачу со всадниками, изображенными на рисунке, надо суметь отрешиться от мысли о неделимости нарисованных лошадей, от необходимости сажать всадников именно на этих, а не каких-либо других лошадей. У лошадей, на которых можно посадить всадников, передние ноги будут от одной из нарисованных лошадей, а задние — от другой. Такого же принципа надо держаться и в задаче с точками и линиями. Здесь следует отказаться от ограниченности действий заданными точками и выйти за их пределы. А треугольники из спичек надо строить не в одной плоскости, а в виде пирамиды.
Поэтому же многие не сразу догадываются, что мать Леночки в предыдущем рассказе — это одна из двух встретившихся друзей детства. Фраза «встретились два человека, друзья детства», шаблонно понятая, дает образы двух мужчин, поскольку «человек» и «друг» — слова мужского рода.
Задачу с лодкой мешает быстро решить шаблонное понимание первой фразы. Легче представить себе, что они вдвоем подошли к лодке, чем так, как было на самом деле: они пришли к разным берегам, и сначала переправился один, а потом другой. И каждый продолжал свой путь
Комментарии: