ГИА (ДПА) — государственная итоговая аттестация (державна підсумкова атестація).
Она есть в 4,9 и 11 классах. Может проходить как в устной (по билетам), так и в письменной форме (по сборникам, утвержденным МОН).
Из всех обязательных предметов аттестация проводится письменно по сборникам задач, рекомендованными МОН. В случае проведения аттестации по выбору, форму проведения аттестации (устно или письменно) выбирают ученики.
Структура ГИА и перечень предметов могут меняться из года в год, что можно отслеживать на сайте Министерства образования
В Министерстве образования и науки Украины решили отменить применение единых сборников задач при проведении государственной итоговой аттестации школьников 4-х, 9-х, и 11-х классов. Образовательное ведомство расширило полномочия педагогических коллективов учебных заведений и учло интересы учащихся и их родителей при проведении государственной итоговой аттестации учащихся в 2013/14 году в выборе способа проведения ГИА (ДПА).
В частности, в разъяснительном письме МОН о проведении государственной итоговой аттестации отмечается, что общеобразовательные учебные заведения смогут выбирать способ проведения государственной итоговой аттестации: либо по сборникам задач, утвержденными Министерством образования и науки, или в виде письменных работ по заданиям, разработанным институтами последипломного педагогического образования.
Исключение составят государственная итоговая аттестация по украинскому языку в 9 классе (диктант) и государственная итоговая аттестация по украинскому языку в 11 классе (перевод), которые должны быть проведены по сборникам задач, утвержденным МОН. В министерстве отмечают, что все рекомендации по проведению государственной итоговой аттестации, изложенные в письме от 14.02.2014 № 1 / 9-115, остаются в силе.
Также для проведения государственной итоговой аттестации в министерстве предлагают школам использовать сборники заданий для государственной итоговой аттестации, выданных в 2011-2013 годах.
Задания для государственной итоговой аттестации, которые будут подготовлены институтами последипломного педагогического образования, должны соответствовать государственным требованиям к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, предусмотренными учебными программами и критериями оценки учебных достижений учащихся (воспитанников) в системе общего среднего образования. Общее количество вариантов и задач в вариантах будет определено Институтом последипломного педагогического образования, однако их содержание и объем должны соответствовать требованиям по оценке уровня знаний учащихся.
В министерстве отмечают, что согласование заданий для государственной итоговой аттестации будет происходить по упрощенной процедуре.
Как известно, обязательность использования сборников задач при проведении ГИА использовалась экс-руководством МОН как инструмент давления на учителей и родителей о приобретении учебной литературы у частного издательства. Несколько лет подряд гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Украины» получали сборники задач «Центра учебно-методической литературы».
Чиновники Института инновационных технологий и содержания образования требовали использования только «легитимных» сборников задач. В частности, директор института Удод обращал внимание региональных управлений образования необходимость использования только сборников, имеющих голограммы с логотипом «Центр учебно-методической литературы», отмечая, что другая продукция считается контрафактной и не соответствует требованиям по проведению государственной итоговой аттестации.